Владимир Путин провёл в Астрахани заседание Совета по межнациональным отношениям

© kremlin.ru

Владимир Путин провёл в Астрахани заседание Совета по межнациональным отношениям, посвящённое актуальным вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики России.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами сегодня обсудим актуальные вопросы дальнейшей реализации Стратегии государственной национальной политики России.

Она утверждена почти четыре года назад, как вы знаете. За это время создано Федеральное агентство по делам национальностей. Власти на местах наделены соответствующими полномочиями в сфере межэтнических отношений. Работает федеральная целевая программа, направленная на укрепление национального единства и этнокультурное развитие.

Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства. Здесь у нас есть основа, фундамент. Это многовековой опыт. При этом мы видим, что межнациональные отношения – это сложнейшая, чувствительная сфера. Она постоянно развивается, здесь появляются новые проблемы, к сожалению, и острые вызовы. И чтобы грамотно, содержательно на них отвечать, нужны современные и гибкие решения.

Именно такие подходы намечены в Стратегии государственной национальной политики. И во многом благодаря её реализации Россия успешно противостоит глобальным угрозам: это экстремизм и терроризм. Огромное значение имеет также предупреждение и предотвращение этнических и религиозных конфликтов.

В результате почти 80 процентов граждан страны – я это отмечаю с удовлетворением – считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными или нормальными. Несколько лет назад такую оценку, как показывают опросы, давали только 55 процентов наших граждан.

То, что их количество, количество людей, которые так оценивают ситуацию в сфере межэтнических отношений, растёт, – безусловно, хороший знак. Но это не повод для снижения внимания к вопросам профилактики экстремизма и межнациональной напряжённости. Тем более что в современном мире нарастают тенденции размывания традиционных ценностей и разжигаются межэтнические и межрелигиозные розни, противоречия.

Мы, безусловно, должны и будем противостоять этим разрушительным тенденциям. И здесь ключевая роль принадлежит общественному и духовному единству нашего народа. Оно складывается из осознания гражданами России, что у них – людей разных национальностей – общая страна, что их объединяют общие ценности и традиции, великая русская культура, русский язык.

Однако формирование российской идентичности – процесс сложный и небыстрый. Но, безусловно, он идёт, и в последние годы достаточно активно идёт. Восприятие гражданами себя как части России, повышение ответственности за свою страну становятся всё более устойчивыми. Но это не значит, что мы должны просто наблюдать за этими процессами и просто фиксировать то, что происходит.

Здесь требуется планомерная, настойчивая, целеустремлённая работа: и просветительская, и организационная. Требуется участие в ней всех уровней власти, политических партий, общественных организаций, в том числе религиозных и этнических объединений.

В этой работе нужно учитывать все обстоятельства. И особенно то, что духовное, культурное, ценностное единство нашего общества, его патриотический настрой включает в себя сохранение традиций и обычаев всех народов России, уважительное отношение к религиозным ценностям.

При этом вновь подчеркну, что межнациональные отношения – область очень тонкая и чувствительная. И действовать нужно предельно деликатно, аккуратно. Косность, формальное и бюрократическое отношение к делу не просто недопустимы, но и чреваты опасными, а иногда и разрушительными последствиями.

Очевидно, что нам нужны профессионально подготовленные, грамотные специалисты в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Их пока явно недостаточно. А потребность в них колоссальная, особенно на религиозном направлении. Здесь нам нужны не только религиозные деятели, но и люди светские, те, которые разбираются в проблемах и могут донести до всех слоёв общества своё понимание того, что в этой сфере происходит и что достойно нашей поддержки. Хотел бы, конечно, услышать ваши предложения, в том числе о разработке профессионального стандарта для подготовки таких специалистов.

Принципиальный вопрос – координация органов власти, которые реализуют государственную национальную политику. Их только на федеральном уровне – более десяти, плюс структуры в регионах и муниципалитетах. Но взаимодействие между ними подчас крайне низкое, неэффективное. Не налажено и постоянное сотрудничество с научными и экспертными организациями.

Как будут решаться эти вопросы? Знаю, что определённые надежды возлагаются на профильную госпрограмму, которую сейчас готовит Правительство Российской Федерации.

Конечно, её нужно разработать так, чтобы она стала действительно единым магистральным документом для всех, кто занимается реализацией Стратегии национальной политики. Но решить эту проблему можно только, как я уже говорил, объединяя усилия, координируя усилия всех соответствующих структур. Вопрос, как это сделать, остаётся открытым. Хотя не думаю, что здесь есть какие‑то непреодолимые сложности.

Далее. Особое внимание нужно уделить развитию законодательства в области государственной национальной политики, в том числе теме социальной и культурной адаптации мигрантов. В настоящее время эта сфера не обеспечена достаточными правовыми нормами, организационными и экономическими инструментами.

Необходимо определить федеральный орган, отвечающий за это направление. Нужны и профильные специалисты. Уже касался этой проблемы и хотел бы добавить: при её решении нужно обязательно учитывать потребность в специалистах, которые будут работать с иностранными гражданами, приезжающими жить и работать в Россию.

Ещё одна важная тема – поддержка некоммерческих организаций, деятельность которых связана с межнациональным сотрудничеством, с сохранением и защитой культуры, традиций, языков народов России, с социальной адаптацией мигрантов. Услуги, которые они оказывают, пока не включены в перечень общественно полезных. И, следовательно, на них не распространяются те преференции, которые имеют социально ориентированные организации. Это может быть проблемой; во всяком случае, сдерживающим фактором. Давайте обсудим и эти вопросы.

Предлагаю приступить к дискуссии, ради которой мы сегодня собрались. Слово – руководителю Федерального агентства по делам национальностей Игорю Вячеславовичу Баринову. Пожалуйста.

И.Баринов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Принятие в 2012 году основополагающего документа – Стратегии государственной национальной политики – ознаменовало начало нового этапа развития и позволило приступить к формированию в нашей стране системы государственного управления в этой сфере, основанной на взаимодействии федерального, регионального, муниципального уровней власти и институтов гражданского общества.

Следующим шагом, о котором Вы уже сказали, было создание нашего агентства в апреле 2015 года. За полтора года нам удалось добиться устойчивой положительной динамики в реализации ряда ключевых целей и задач Стратегии, установить прочный диалог с субъектами Российской Федерации.

Вместе с ними мы добиваемся, чтобы в регионах применялся единый подход к структуре и деятельности подразделений, отвечающих за национальную политику, естественно, с учётом местной специфики. В рамках этого взаимодействия мы разработали методические рекомендации для подготовки региональных программ. В результате их качество улучшилось, увеличилось количество субъектов, получивших поддержку на эти цели из федерального бюджета. В 2015 году было 43 региона, а в текущем – уже 53, что позволило с начала года провести 1100 региональных мероприятий с участием более 200 тысяч человек.

Эффективность управленческих решений подтверждают и данные исследований, свидетельствующие о значительном снижении в стране уровня социальной напряжённости на этнической почве. Так, проведённый нами опрос показал, что 93 процента жителей России в течение последнего года не отмечали неприязненного отношения к себе по национальному признаку. Считаю, что залогом гражданского и межнационального согласия является постоянный межкультурный диалог и привлечение молодёжи к активной общественной деятельности.

Формирование общероссийского самосознания с раннего возраста должно основываться на знаниях о культуре и традициях народов России. Именно поэтому мы активно участвуем во многих проектах, реализуемых в том числе и нашими коллегами.

Особенно хочется отметить первую смену молодых специалистов в области межнациональных отношений, проведённую минувшим летом совместно с Федеральным агентством по делам молодёжи в рамках Всероссийского форума «Территория смыслов».

В октябре этого года на 800 площадках по всей стране нами впервые проведена Всероссийская акция «Большой этнографический диктант», в которой приняли участие 90 тысяч человек. По нашему мнению, диктант может встать в один ряд с такими масштабными ежегодными общероссийскими мероприятиями, как тотальный и географический диктанты. Мы убедились в правильности своих выводов о том, что очевидные пробелы в знаниях может восполнить только системная просветительская работа. Предлагаю рассмотреть возможность проведения занятий в школах, посвящённых традициям, обычаям и культуре народов России.

Дальнейшее совершенствование механизмов реализации государственной национальной политики, переход от бессистемной поддержки отдельных мероприятий и применение программно-целевого подхода к финансированию и реализации комплексных мер возможен только в рамках государственной программы, о которой, Владимир Владимирович, Вы сегодня уже сказали. Она позволит объединить взаимоувязанные по целям, срокам, ожидаемым результатам мероприятия федеральных органов исполнительной власти, эффективность реализации которых напрямую зависит от учёта этноконфессиональной специфики нашей страны.

По поручению Правительства нами разработан проект такой государственной программы. Уверен, её принятие и начало реализации с 2017 года может стать знаковым этапом на пути совершенствования реализации государственной национальной политики, одним из самых ожидаемых событий со времён принятия Стратегии.

В государственной программе нашли отражение все важнейшие направления нашей деятельности, кратко остановлюсь на некоторых из них.

Первое – развитие системы общественно-государственного партнёрства. Абсолютно уверен, что в национальной политике, более чем в какой‑либо иной сфере, нужна совместная работа государства и институтов гражданского общества. Необходима такая система взаимоотношений, которая на всех уровнях формировала бы общую культуру и общие ценности россиян при возможности каждого народа сохранить свои традиции, языки и культуру.

Второе – комплекс мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, включая сохранение традиционной хозяйственной деятельности и поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Кстати, говоря о малочисленных народах, подчеркну, что в рамках совместной работы с регионами нам удаётся уже сейчас не только удовлетворять значительную часть потребностей людей по национально-культурному развитию, но и реализовывать такие проекты, как «Кочевая школа» или «Телемедицина», которые даже вызывают зависть у наших партнёров за рубежом.

Мы понимаем сложную экономическую ситуацию в стране, но не могу не отметить, что нас беспокоит ежегодное сокращение финансирования на данные цели.

Третье – языковая политика. Понимая, какую роль в сохранении межнационального мира и согласия играет обеспечение оптимальных условий для развития языков народов России, русского языка как языка межнационального общения, принимая во внимание Ваши, уважаемый Владимир Владимирович, слова, обращённые к нам на совместном заседании Совета по русскому языку и Совета по межнациональным отношениям 19 мая прошлого года о необходимости закрепления языковой политики в качестве приоритетов нашей деятельности, в проекте государственной программы этому вопросу уделено особое внимание. Полагаем, что за нами могли бы быть закреплены соответствующие полномочия.

Ещё один момент. Мы видим одну из причин, негативно влияющих на эффективность реализации национальной политики, в отсутствии учёта государственными и муниципальными служащими этноконфессиональной специфики при принятии управленческих решений. Каждый раз, когда мы говорим об эффективности деятельности уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, возникает вопрос о стандартах, показателях и критериях её оценки. В настоящее время совместно с экспертами составляется перечень целевых индикаторов. В тех же целях Агентством совместно с Министерством труда и социального развития, экспертным сообществом разработан профессиональный стандарт – специалист в области межнациональных и межрелигиозных отношений, формируется соответствующий ведомственный перечень государственных работ и услуг.

Коллеги, как вы, безусловно, знаете, одна из основных функций Агентства – профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности. Мы чётко понимаем, что государственная национальная политика нуждается в новых концептуальных подходах с учётом необходимости решения таких проблем, как международный терроризм и экстремизм. Нами отмечено, что экстремистские организации в своей деятельности всё шире используют новейшие технологии, создавая угрозы безопасности личности, общества и государства. Полагаем, что мониторинг социально-экономической ситуации, мониторинг обсуждения и освещения резонансных событий в сети Интернет является одним из способов предупреждения межнациональных и религиозных конфликтов, террористических проявлений.

Важным шагом в решении этих задач станет завершение создания системы мониторинга межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций по всей стране. На сегодня к государственной системе подключено 82 региона, муниципальные системы созданы или создаются в 32. Даже сейчас, несмотря на реализацию только десятой части потенциальных возможностей нашей системы, она с большой долей вероятности позволяет предупреждать на ранней стадии масштабные конфликты, подобные произошедшим на Манежной площади, в Бирюлёво или Кондопоге. Вместе с тем мы понимаем, что только прогнозирования конфликтных ситуаций недостаточно. В настоящее время практически на всех территориях отсутствуют ситуационные планы реагирования органов власти субъектов и муниципальных образований на конфликтные ситуации. Поэтому нами разрабатываются соответствующие методические рекомендации и типовые схемы, которые на местах будет необходимо адаптировать под региональную специфику.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Считаем правильным в случае Вашей поддержки в возможно короткие сроки осуществить полноценный запуск системы мониторинга. Предлагаем рассмотреть возможность включения этого проекта в перечень приоритетов, реализуемых Правительством.

Безусловно, важной составляющей данной системы является социологический мониторинг. Агентством разработана новая концепция социологической оценки состояния межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, направленная на выявление зон повышенного напряжения. Весной этого года по нашей инициативе было проведено первое общероссийское исследование, позволившее получить репрезентативные данные по каждому из 85 субъектов Российской Федерации. Аналитические отчёты показывают, что неприязнь и нарушение прав по национальному признаку в течение последнего года испытывали лишь 5 процентов населения. Цифра очень хорошая. Хотя ситуация, конечно, различается по регионам, в некоторых из них показатели в несколько раз превышают среднестатистические. Для того чтобы понять, какие именно причины вызывают негатив, и найти пути урегулирования подобных ситуаций, не допустить возникновения открытого противостояния, мы выделили проблемные зоны, где проводим углублённые исследования, по итогам разрабатываем «дорожные карты» решения выявленных проблем.

Ещё одно важное направление – это работа, реализуемая совместно с Российской академией наук, – формирование экспертной панели, которая объединит экспертов по всей стране и сможет давать нам актуальную информацию при первых признаках возникновения конфликтов.

Наряду с внедрением в регионах системы качественных исследований по проблемам в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений считаем также безусловно важным организовать на постоянной основе научно-экспертное сопровождение нашей деятельности. Полагаем, что заказчиком фундаментальных исследований в указанной сфере, проводимых научными институтами, могло быть стать наше Агентство. Аналогичный положительный опыт мы, например, наблюдаем у наших китайских коллег, где научное сопровождение деятельности Государственного комитета по делам национальностей осуществляется несколькими подведомственными организациями, среди которых шесть университетов.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, эту тему Вы сегодня тоже озвучили как проблемную. Этот вопрос очень непростой, который закреплён целью Стратегии, и по поручению Председателя Правительства прорабатывается нами. Он связан с социальной и культурной адаптацией, интеграцией мигрантов. Миграционные процессы стали естественной характеристикой современного общества. Стабильно устойчивый, высокий объём миграционных потоков в России является одним из ключевых рисков роста социальной напряжённости, что указывает на необходимость реализации комплексных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности мигрантов, формирование уважения к российской нации, её истории и культуре.

Замечу, что общее количество иностранных граждан, подпадающих в России под категорию мигрантов, по некоторым оценкам, составляет около 10 миллионов человек. Это эквивалентно 7 процентам населения. В настоящее время полномочия по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на федеральном уровне фактически не закреплены ни за одним из министерств и ведомств: отсутствуют нормативно-правовая база, понятийный аппарат, системные, комплексные подходы к решению указанных задач.

Скажу прямо, что сегодня эта задача не может быть нами решена ввиду отсутствия как человеческих, так и финансовых ресурсов. В настоящее время в Правительстве прорабатывается вопрос о передаче нам необходимой штатной численности, а также средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий в данной сфере. После принятия Правительством соответствующих решений мы готовы взяться за эту непростую, но необходимую работу по социальной и культурной адаптации, интеграции мигрантов.

Уважаемый Владимир Владимирович, коллеги, завершая своё выступление, отмечу, что сегодня затронул только часть актуальных вопросов реализации Стратегии государственной национальной политики. Напомню, что в её реализации задействовано почти два десятка министерств и ведомств. От нашей совместной деятельности зависит стабильность и благополучие многонационального, многоконфессионального народа России. Поэтому в ней не должно быть слабых мест, и мы приложим все усилия, чтобы наша работа была максимально полезной и эффективной как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом.

Благодарю за внимание.

В.Путин:Спасибо.

Институт социологии Российской академии наук, Дробижева Леокадия Михайловна. У неё интересное сообщение – о консолидации российского общества в единую гражданскую нацию. Пожалуйста.

Л.Дробижева:Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, члены Совета!

Я хотела бы обратить внимание на укрепление гражданской нации и гражданского самосознания – задачу, которая была поставлена в Стратегии государственной национальной политики. Задача очень непростая, непростая потому, что большинство наших граждан понимало нацию как этнокультурную общность, а не как политическую. И вот в результате работы по Стратегии мы разъясняли, что идентичность гражданской нации – это чувство принадлежности к Российскому государству, народу, представление о стране, территории, этническом разнообразии, это наши символы и ценности, язык и культура, совместно пережитые драмы и достижения, это готовность идти и бороться за общие наши интересы.

В разъяснении сути и истоков формирования гражданской нации большое значение имело Ваше, Владимир Владимирович, выступление на Валдайском форуме 2013 года и выступление перед Федеральным Собранием. Опираясь на эти документы, мы старались разъяснить, что гражданская нация не заменяет национальности, она объединяет людей всех национальностей, она создаётся благодаря усилиям общества и поддержанию гражданского согласия. Это было очень важно, люди сердцем и умом почувствовали это. И сегодня нам приятно об этом говорить, поскольку последние опросы показывают, что люди говорят о том, что они имеют эту гражданскую идентичность.

Я не случайно сказала, что умом и сердцем. Я вам хотела зачитать некоторые выдержки, которые нам говорили во время опросов: «Моё представление о российской нации – это общая Россия. Это ощущение Родины, Отчизны. Оно сопряжено с понятиями уважения, доверия, веры, что государство принадлежит нам, является крепким и проявит уважение к своим гражданам». «Гражданская идентичность – это активная гражданская позиция. Это присоединение к чему‑то очень большому и сильному. Гражданская нация не мешает существованию национальностей, а они, в свою очередь, поддерживают российское единство». Эти слова были записаны в Карелии, Якутии, Москве, Ставрополье, Астраханской области.

Российская гражданская нация скреплена сейчас общими интересами. Прежде всего, интересами целостности страны. И наиболее важные ценности, которые люди разделяют в большинстве, это ценность, прежде всего, равенства всех перед законом, соблюдение прав человека, реализация социальной справедливости, уважение достоинства людей независимо от национальности.

Много сделано для реализации Стратегии, но много предстоит ещё и сделать. Я говорила о чувстве гражданственности, но это чувство может быть просто присоединённым, а может быть, когда человек чувствует, что он должен что‑то делать. Такое чувство разделяет приблизительно треть только наших граждан, а наша задача, чтобы это почувствовали все – ответственность за то, что происходит в нашей стране, и своё участие в том, чтобы она была лучше и сильнее.

И есть, конечно, проблемы, которые нас волнуют. Они состоят в том, что, несмотря на то что, действительно, установки национальные улучшились, об этом Игорь Вячеславович сегодня говорил, но дело в том, что этнические стереотипы всё равно остаются, и они не могут быть изжиты сразу. Поэтому очень важно формировать это гражданское сознание и ответственность за то, что происходит в стране. Очень важно, чтобы наши граждане чувствовали, что они уважаемы и достойны и что честь нашу защищают не только спортсмены и не только защитники Родины, но и те, кто выигрывает олимпиады, делает открытия, внедряет какие‑то новшества во имя интересов нашей страны. Эти чувства воспитывают в основном наши преподаватели, школьные учителя и вузовские. Но сами они тоже требуют того, чтобы им помогали в широте их знаний, понимании тех процессов, о которых они должны говорить, не только о культуре, но и о гражданском сознании.

И поэтому мы бы хотели обратиться к Вам, Владимир Владимирович, чтобы Вы дали специальное указание, здесь сидит Министр образования, чтобы они помогли соединить усилия и учёных Академии наук, и вузовских работников, для того чтобы нам создать такую сеть, через которую мы могли бы передать знания широким учительским и преподавательским массам.

Спасибо за внимание.

В.Путин:То, что Вы сказали в конце, чрезвычайно важно. То есть это всё важно, но для того чтобы, как у нас в бюрократических структурах говорят, «ноги приделать» к самой идее, чтобы она жила и достигала результатов нужных, вот это соединение вашей работы с практической деятельностью в вузах, других учебных заведениях чрезвычайно важно, и обращаю на это внимание Министра.

Пожалуйста, Российский конгресс народов Кавказа, Асламбек Боклуевич Паскачев.

Прошу Вас.

А.Паскачев:Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета.

Миграция населения исторически являлась следствием таких катастрофических явлений, как войны, стихийные бедствия, политические и социальные потрясения. Но в последние годы с учётом сопутствующего ей терроризма миграция сама стала катастрофически дестабилизирующим фактором мирового масштаба. Пример тому – Европа, когда миграция одного миллиона человек (кстати, порождённая с непосредственным участием самих европейцев) привела к тому, что встал по‑новому гамлетовский вопрос: быть или не быть Евросоюзу?

Погибли тысячи мигрантов, массовое попрание прав мигрантов, массовые теракты, масштабные теракты, и Европа вынуждена к тому же ещё откупаться от мигрантов миллиардами евро. Наша страна вторая в мире по числу мигрантов, и, соответственно, все те процессы, которые происходят, в той или иной степени касаются и нас. Так, после государственного переворота на Украине (кстати, тоже с непосредственным участием европейцев) в нашу страну хлынул массовый поток беженцев, особенно с юго-востока, где была развязана война, – из Донецка и Луганска. В страну пришло порядка 3,8 миллиона человек, из них более миллиона – с юго-востока.

Для того чтобы проанализировать, как была разрешена ситуация с мигрантами, мы провели расширенное заседание нашей Комиссии в Ростове, с широким участием общественности, международных правозащитных организаций и представителей власти.

Уважаемый Владимир Владимирович, я обратил внимание как‑то, с каким удовольствием некоторые общественники иногда Вам докладывают о том, что не выполнены те или иные указы или поручения Президента Российской Федерации. Так вот в данном случае я хотел бы доложить Вам, что именно Ваши поручения и указы, в частности от 24 июня Пр-1472 (по вопросу приёма и размещения беженцев с Украины), выполнено и чётко, и хорошо. Принято и размещено более 1 миллиона 100 тысяч лиц, вынужденно покинувших юго-восток Украины, и в зависимости от пожеланий им были предоставлены соответствующие статусы в упрощённом порядке. При этом более 4 тысяч детей из семей беженцев приняты в ведущие высшие учебные заведения нашей страны. Мы сами беседовали, в частности в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ», со студентами, посещали место, где они живут, общежитие, – достойно всё. И здесь, я думаю, надо отметить всех тех, кто участвовал в этом процессе: и миграционную службу, и все другие службы, и все субъекты Российской Федерации, в первую очередь Ростовскую область.

Таким образом, Россия, как в народе говорят, без шума и гама приняла и распределила, оказала помощь массовому потоку беженцев с Украины. Международное сообщество, в частности Управление Верховного комиссара по делам беженцев и Международная организация по миграции, признали приём и размещение беженцев с Украины в России образцовым. И что, может быть, ещё более важно, российское общество восприняло беду украинцев очень близко, с пониманием и сочувствием, – это очень важный момент.

Разумеется, миграция населения, как внешняя, так и внутренняя, – это и полезное, и неизбежное явление, и в России, надо отметить, что за последние годы в сфере миграции много сделано, и в законотворческой, и практической деятельности. Это надо обязательно отметить, сделан очень большой шаг.

Но проблемы остаются, и мы их обсуждали и на комиссиях, на общественных слушаниях, на всероссийских конференциях, на выездных форумах, в частности в Ростове, на Алтае и в Перми недавно, и на Камчатке, на Дальнем Востоке. И в итоге сложился определённый перечень предложений, который мы выработали. Но основные из них хотел представить Вашему вниманию.

Первое связано непосредственно с тем, о чём Вы сказали очень чётко: координация деятельности ведомств и органов власти в части социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов. И Игорь Вячеславович тоже в этом плане конкретное предложение внёс. Мы, общественники, озабочены этим вопросом и считаем, что этот вопрос необходимо срочно решить, тем более он у нас и в Стратегии заложен, тем более речь идёт о большом количестве мигрантов. И, может быть, есть смысл ещё рассмотреть вопрос о том, что более профильно, на наш взгляд, от общественников передать вопрос о программе по добровольному переселению наших соотечественников именно Агентству. Здесь не потребуются дополнительные источники финансирования, это более профильное с точки зрения адаптации, интеграции и так далее.

Второй вопрос, тоже связанный с тем же. Предлагается ускорить доработку и принятие федерального закона о социальной и культурной адаптации, интеграции мигрантов, потому что до сих пор и в понятийном аппарате, и в практическом применении есть серьёзные проблемы на законодательном уровне, и правовые пробелы здесь серьёзные возникают. И здесь необходимо ещё одновременно формировать эффективную модель интеграционного процесса и создавать для этого инфраструктуру. И здесь необходимо взаимодействие не только миграционной службы и нашей науки, и Министерства образования, но и всех общественников.

Третий вопрос. В нашей стране имеется несколько категорий мигрантов с неурегулированным правовым статусом. Как в народе говорят, нелегальные мигранты. Их, по разным оценкам, от двух до трёх миллионов человек. Может быть, уже настало время подумать о том, чтобы рассмотреть и подготовить предложения по внесению отдельных категорий этих граждан с учётом и интересов России, и международного опыта. Думается, что мы тем самым бы решили вопрос безопасности общества, защиты прав самих мигрантов, что очень важно, и пополнили бы заодно бюджет страны.

И в завершение четвёртое. Для достижения целей нашей Стратегии формирования общероссийского гражданского самосознания, духовной общности и гражданской идентичности необходима миксация представителей всех народов нашей страны. Но, на наш взгляд, управление процессами внутренней миграции не вполне соответствует задачам ни Стратегии государственной национальной политики, ни Стратегии размещения производительных сил по стране.

И в связи с этим попросили бы рассмотреть вопрос разработки государственной программы по добровольному переселению, обустройству граждан из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные. Очень важный шаг в этом направлении уже сделан, и по Вашему поручению в 2014 году Правительство приняло распоряжение 663-Р по разработке «дорожной карты» на эту тему. Это очень важный шаг. Теперь очень важно, чтобы по этой дороге пошло бы и движение, и трафик. Думается, что это полностью соответствует тем масштабным задачам, которые Вы поставили перед Правительством по развитию Дальнего Востока, с созданием широкой сети территорий опережающего социально-экономического развития и там, и по Северному Кавказу, и в некоторых других субъектах Российской Федерации.

Благодарю за внимание.

В.Путин: Спасибо большое.

Пожалуйста, Тишков Валерий Александрович.

В.Тишков: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!

Согласен, что сфера национальной политики, межэтнические отношения – это сложная, чувствительная сторона нашей общественной жизни, и поэтому принятие политических решений, выработка правовых норм исполнения программ, реакция на кризисные ситуации, они требуют здесь научного обеспечения, профессионального мониторинга и экспертизы. Здесь не всё в порядке. Я сделаю несколько предложений.

Во‑первых, до сих пор всё‑таки нет согласия между учёными по некоторым фундаментальным вопросам понимания природы нашего государства и Стратегии национального строительства. Некоторые эксперты до сих пор понимают под последним сугубо этно-национальные проекты, сохраняют старые концепции о самоопределении исключительно на этнической основе, да и, в общем‑то, с трудом порой воспринимается концепт гражданской нации. И мои коллеги-учёные есть, которые до сих пор увлечены прежде всего поиском межгрупповых различий, этнографической уникальностью, как можно более древних корней у каждой национальности, и здесь мы недостаточно делаем для того, чтобы изучать, пропагандировать историко-культурные и духовно-ценностные общности граждан страны, хотя общего среди россиян гораздо больше, чем различий.

Надо сказать, что и всякие этногенетические мифы, «самопальное» расоведение и некоторые другие эзотерические версии присутствуют и заполоняют наши книжные киоски, медийное пространство, и отсюда плодится нетерпимость, на этом зиждется индоктринация в пользу экстремистского насилия, межрелигиозной и межэтнической розни. Поэтому я предлагаю создать комплексный научный совет по этноконфессиональным отношениям при президиуме Российской академии наук – кстати, когда‑то, в советское время этот совет существовал, – чтобы он объединил ведущих учёных, практиков в этой области, представителей Академии и вузов, региональных и республиканских научных центров. В принципе президиум РАН может принять такое решение, но рекомендации нашего Совета, тем более поручения Президента, здесь были бы очень значимы.

И второе. В современной науке и высшем образовании дисциплина антропология и этнология довольно мощно присутствует во всех крупных странах, особенно со сложным составом населения – от США и Канады до Китая и Индии, – и представители этой

Фотоальбом новости:
Источник новости:
02.11.2016 00:58
136

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Возможно вам будет интересно
МИД РФ осудил чествование легионеров Waffen SS в Латвии
В Европе всё больше стран, выступающих против продления санкций в отношении РФ
Сергей Лавров и Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо обсудили в Москве актуальные вопросы двухстороннего сотрудничества
При нем Сингапур из страны "третьего мира" превратился в один из главных финансовых центров мира
В связи с подделкой документов об образовании
Долг Греции составляет 315 миллиардов евро, но это греков не смущает
Европе без газа и нефти России будет очень сложно